Архивные сведения в работе адвоката
В работе адвоката для правильного понимания ситуации и дачи юридической консультации необходимо ознакомиться с имеющимися документами, собрать (запросить) сведения из различных источников либо представить в качестве доказательств в суде.
Где можно получить сведения?
Например, документом, подтверждающим фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом, является:
документ, содержащий информацию о проживании наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем либо проживании в наследуемом жилом помещении (справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении, месте жительства и составе семьи, справка о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти и иной документ).
При разрешении вопроса, связанного с наследованием жилого дома в сельской местности, документом, подтверждающим право собственности умершего гражданина на жилой дом, жилое изолированное помещение с хозяйственными постройками или без них, сведения о которых внесены в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа до 8 мая 2003 г., но которые не зарегистрированы в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, является справка данного исполнительного и распорядительного органа.
Необходимые пользователям документы сосредоточены в различных архивохранилищах: республиканских, областных и зональных государственных архивах, территориальных (городских или районных) архивах местных исполнительных и распорядительных органов (далее – территориальные (городские или районные) архивы), архивах государственных органов и организаций.
В связи с чем представляется интересным справочник – СВЕДЕНИЯ о местах хранения документов, необходимых для исполнения запросов социально-правового характера, утвержденного приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства Юстиции Республики Беларусь.
Справочник содержит разделы: сведения о трудовом стаже и заработной плате, сведения о получении образования, сведения о регистрации актов гражданского состояния, сведений о награждении Государственными наградами, присвоении почетных званий СССР—БССР, Республики Беларусь и др.
В справочнике исходя из раздела (характера сведений) содержится наименование архива (учреждения), хранящего документы.
Например, в справочнике содержится раздел сведения об участии в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Исходя из характера сведений - сведения о нахождении в эвакуации на территории СССР – соответственно наименование архива (учреждения, хранящего документы) - ЦК Общества Красного Креста Российской Федерации.
Указанные сведения могут быть использованы, например, по делам об установлении факта родственных отношений, т.к. содержат сведения о детях, совместно проживавших, моложе 16 лет, могут содержать сведения о национальности, об адресе проживания до эвакуации и т.д.
В разделе сведений о регистрации актов гражданского состояния содержится примечание: при отсутствии сведений о рождении в архивах органов, регистрирующих акты гражданского состояния, обращаться в областные и зональные государственные архивы, хранящие похозяйственные книги сельских советов с указанием дат рождения жителей, подчиненных им населенных пунктов. В случае отсутствия в государственных архивах похозяйственных книг - обращаться непосредственно в сельские Советы.
Поэтому справочник может быть использован в работе адвоката при поиске сведений о месте нахождения документов, необходимых для обеспечения прав, свобод и (или) законных интересов граждан.
05 августа 2024 г.
Адвокат Минской городской коллегии адвокатов
Мельничёнок Галина Викторовна.
Проконсультирую по вопросам установления факта родственных отношений, факта регистрации рождения, получения и оформления наследства и др.
Консультации осуществляются на платной основе. Тел. для записи на консультацию:+375 29 635 67 30.